Организация Euro NCAP анонсировала самое значительное обновление своей программы испытаний с 2009 года, когда впервые был введён общий звёздный рейтинг, начисляемый по итогам всех проведённых тестов. Звёзды останутся, а вот принцип их начисления изменится. Независимая европейская программа испытаний новых автомобилей Euro NCAP работает с 1997 года и регулярно совершенствуется, её цель — повышать уровень безопасности выходящих на авторынок новинок. Последнее крупное обновление программа Euro NCAP претерпела в 2020 году, и сегодня можно с полной уверенностью сказать, что производители к ней адаптировались. Большинство машин, проходивших тесты Euro NCAP после 2021 года, получили четыре либо пять звёзд итогового рейтинга. Случаи с тремя звёздами достаточно редки, некоторые такие случаи мы разбирали в наших публикациях, самые свежие — это китайские хэтчбеки MG 3 и Dongfeng Box. Сейчас звёздный рейтинг формируется как интегральная оценка четырёх основных разделов испытаний: защита взрослых, защита детей, защита пешеходов, системы активной безопасности. В каждый из этих разделов включены несколько тестов, по итогам которых автомобиль получает результирующую оценку за каждый раздел, выраженную в процентах, от 0 до 100. В программе образца 2026 года сохраняется общий звёздный рейтинг (максимум — это пять звёзд), но четыре формирующих этот рейтинг раздела новые: безопасное вождение, предотвращение столкновений, защита во время столкновений, безопасность после столкновений. Оценка за каждый раздел по-прежнему начисляется в процентах, от 0 до 100. Вектор изменений понятен: Euro NCAP стремится уделять больше внимания активной безопасности, потому что лучшая авария — это та, которая не случилась. Вместе с тем Euro NCAP подчёркивает значимость пассивной безопасности, поэтому сохраняет и развивает программу краш-тестов — теперь не только натурных, но и виртуальных. Далее пройдёмся по новым разделам. Безопасное вождение В этом разделе оцениваются различные электронные ассистенты водителя, обеспечивающие комфорт и безопасность поездок в обычном, а не аварийном режиме. Сюда входят круиз-контроль, мониторинг слепых зон, помощь при перестроениях, помощь при обгонах, распознавание дорожных знаков, распознавание усталости водителя и проч. Работа таких систем должна именно помогать, а не раздражать водителя слишком частыми сигналами тревоги и избыточной информацией, отвлекающей внимание от дороги и вызывающей утомление. Качество предупреждения и соблюдения скоростных ограничений будет выявляться натурными тестами. Общее количество сценариев различных тестов значительно выросло. Особое внимание уделяется контролю состояния водителя: его вовлечённость в управление и адекватность должны оцениваться электронными системами автомобиля комплексно и в режиме реального времени, за определение состояния наркотического или алкогольного опьянения автомобилю будут начисляться дополнительные очки. По многочисленным просьбам владельцев автомобилей внедрена оценка за эргономику: избыточное увлечение автопроизводителей сенсорными экранами и кнопками будет караться штрафными баллами, базовые функции должны быть доступны быстро и непосредственно, физические кнопки будут поощряться. Критически важными функциями названы клаксон, аварийка, указатели поворотов, дворники и управление светом фар. Ужесточается контроль за пристёгнутыми ремнями безопасности, поощряется оптимизация удерживающих систем (ремней, преднатяжителей, подушек безопасности) с учётом положения, размеров и массы тела. В идеале производитель автомобиля должен участь даже такие нюансы, как возможность нахождения ног пассажира на передней панели (да-да, некоторые так ездят) и попытаться снизить риск получения им травм при срабатывании подушек безопасности. Предотвращение столкновений В этом разделе проводится всестороннее исследование качества работы системы автоматического аварийного торможения (AEB) в различных сценариях и с различными потенциальными объектами столкновения — другие машины, мотоциклисты, велосипедисты, пешеходы. Слишком агрессивное, неадекватное обстановке срабатывание AEB будет караться штрафными балами. Баллы поощрения получат машины, распознающие ошибочное нажатие педали газа вместо тормоза.В случае отсутствия реакции со стороны водителя (уснул, потерял создание или, не дай бог, умер), автомобиль должен безопасно прекратить поездку и вызвать службу спасения. Защита во время столкновений В этом разделе сохранён набор краш-тестов из программы образца 2020 года, но почти в каждом тесте есть нововведения. В краш-тесте, имитирующем выезд на встречную полосу, на переднем пассажирском кресле теперь будет сидеть манекен, имитирующий женщину пятого перцентиля, тогда как раньше был мужчина пятидесятого перцентиля. Пятый перцентиль означает, что только 5% взрослых людей меньше этого манекена. Пятидесятый перцентиль означает среднестатистического взрослого человека. Водитель в этом тесте — мужчина пятидесятого перцентиля. На заднем сиденье сохранились манекены, имитирующие детей 6- и 10-летнего возраста. Схема краш-теста, имитирующего выезд на встречную полосу, прежняя: фронтальный удар с 50-процентным перекрытием о движущуюся навстречу тележку с установленным на неё деформируемым барьером. Скорость движения тележки — 50 км/ч. Скорость движения автомобиля — 50 км/ч. Барьер имеет прогрессивную жёсткость: чем сильнее автомобиль его сминает, тем сильнее сопротивление. Масса тележки с барьером — 1400 кг. Фронтальный удар о стену на скорости 50 км/ч заменён фронтальным ударом о деформируемый барьер на скорости 35 км/ч — эксперты Euro NCAP считают, что этот тест точнее отражает реальность, то есть наиболее часто случающиеся аварии. В этом тесте за рулём будет сидеть женщина пятого перцентиля, на месте переднего пассажира — мужчина пятидесятого перцентиля, за ним во втором ряду — ещё одна женщина пятого перцентиля. Этот же фронтальный удар о деформируемый барьер будет воспроизведён виртуально на скоростях 50 и 56 км/ч, причём с разными манекенами (пятого, пятидесятого и девяносто пятого перцентилей) в креслах водителя и переднего пассажира. Таким образом Euro NCAP хочет учесть влияние размеров и массы тела на результаты теста. Два прежних боковых краш-теста сохранены, а именно удар о деформируемый барьер на скорости 60 км/ч и удар о столб осталась на скорости 32 км/ч, но они будут дополнены виртуальными краш-тестами. При ударе о деформируемый барьер за рулём сидит мужчина пятидесятого перцентиля, на заднем сиденье — дети 6- и 10-летнего возраста. При ударе о столб за рулём сидит мужчина пятидесятого перцентиля, на месте переднего пассажира — он же, то есть идентичный манекен, но откинувший спинку кресла немного назад для более удобной посадки. Разница в посадке может снизить эффективность центральной подушки безопасности, защищающей водителя и переднего пассажиров от ударов друг о друга. Нагрузки при отскоке и опасные изгибы тела по-прежнему изменяются в полном объёме. Проверка защиты от хлыстовых травм будет более строгой и многофакторной, учитывающий массу и размеры тела. Оценка защиты пешеходов при столкновении с передней частью автомобиля тоже будет более строгой, повышенное внимание уделено передним стойкам кузова. Добавлена защита при опрокидывания, оцениваемая через качество срабатывания оконных шторок безопасности — они должны быть надутыми достаточно долгое время, чтобы защитить обитателей машины при её перевороте. В случает срыва кресла с петель во время испытаний, как это было в случае с MG 3, оценка за весь раздел автоматически снижается на 50%. При таком подходе MG 3 получил бы в лучшем случае две звезды, а не три, но это без учёта всех прочих изменений в методике. Безопасность после столкновений В этом разделе оценивается возможность скорейшего и беспрепятственного оказания помощи людям в машине после аварии, а также сопутствующие риски — например, поражение током и возгорание. Электрические дверные ручки должны быть автоматически разблокированы и выдвинуты в аварийное положение, чтобы ими могли мгновенно воспользоваться как люди внутри машины, так и спасатели снаружи. От систем автоматического вызова экстренных служб эксперты Euro NCAP ждут информацию о количестве пассажиров и количестве застёгнутых ремней, чтобы у спасателей была максимально полная картина ещё до приезда на место происшествия. Батареи электромобилей и гибридов должны быть тщательно изолированы, равно как и высоковольтные провода, у спасателей должна быть чёткая схема их расположения. В случае возгорания батареи, в том числе во время зарядки, водитель должен быть немедленно об этом оповещён. Первые испытания по обновлённой программе Euro NCAP обещает провести в марте 2026 года. Если среди первых подопытных окажутся машины с низким рейтингом (меньше трёх звёзд), то это будет верным признаком того, что модернизация программы прошла успешно.Синхронно с программой Euro NCAP обновлена и австралийская программа ANCAP, в ней ровно те же изменения, поэтому тоже с нетерпением ждём результатов первых испытаний и первых сенсаций. Новая методика будет актуальной три года, то есть до конца 2028-го, затем ожидаются новые изменения, масштаб и характер которых экспертам ещё только предстоит определить.





